20 февраля 2013 г.

Килиманджаро

До сих пор удивляюсь, как мы сумели туда попасть. А ведь хотели поехать сначала в Италию, потом в Тайланд... Наверное, это все Тема :) Он как-то невзначай предложил, и я с радостью поддержала. Ещё бы - это же Африка! И не просто Африка, а давнишняя мечта, можно сказать детская, - гора Килиманджаро, самая высокая гора континента.

Мы летели с двумя пересадками через Москву и Стамбул, в Стамбуле немного погуляли по знакомым местам, прокатившись на метро до исторического центра. Послушали песнопения, доносящиеся с минаретов, поели жареных каштанов и немного попредавались ностальгии.

Мы никогда раньше не выбирались с нашего родного насиженного континента, поэтому по прибытии туда все было настолько странно, не обычно и не похоже на родную Евразию, что захватывало дух. Африка, такая далекая, такая заманчивая - хрустит под ногами свежеопавшими листьями и какими-то неведомыми ягодами. Мы долго смотрели на небо, пытаясь найти отличия от нашего, и однажды нашли: портилась погода, и на горизонте с востока клубились облака. Большие, просто огромные, совершенно не прозрачные, сильные, они возвышались огромными летающими замками над землей.

После 20 с лишним часов перелета нам казалось, что уже наступил как минимум 2015 год. Но вот нас наконец-то выпустили из самолета прямо на летное поле, и, зевая, мы пошли пешком к  входу в аэропорт. А вокруг все жужжало, махало крыльями, звенело и гудело. Лохматые и сонные, мы все-таки дождались наш трансфер из аэропорта и приехали в отель города Аруша. Ночная дорога запомнилась только паникой из-за левостороннего движения и мелькающими силуэтами деревьев, оказавшимися пальмами.

Поспав в номере с круглой деревянной кроватью и сеточкой часа 3, мы отправились в офис Active Tanzania, чтобы обговорить все нюансы нашего тура на гору и познакомиться с гидами. А потом вместе с гидом Мропе гуляли по Аруше. Мы собирались сделать это в одиночку, но Мропе напугал, что местные хоть и выглядят добродушно, но могут и ограбить, и обмануть. Забегая вперед, расскажу, что после тура мы все-таки прогулялись по вечерней Аруше самостоятельно и никак не пострадали. Напротив, местные были весьма приветливы и доброжелательны. Мы разгуливали по улицам, разглядывали еду в супермаркетах, покупали сувениры в лавке пожилой индуски, меняли доллары на танзанийские шиллинги в парикмахерской, потому что все обменные пункты закрываются в 6 вечера... И да, там такие обалденные розы на улице Свободы! :)

А на следующий день мы отправились к подножию Килиманджаро через ворота Мачаме. На стареньком внедорожнике, подпрыгивая на ухабах и лежачих полицейских, под громкие разговоры на суахили. За окном проносились типичные африканские сельские пейзажи.

А затем наступил первый день восхождения. Нам выдали бутылочки для воды, каждому по две, и ещё по литровой бутылке с водой, объясняя это тем, что надо очень много пить. Это было крайне непривычно, потому что во всех походах и альплагерях нас учили пить по минимуму, чтобы шлось легче. Вообще говоря, нашу снарягу тщательно проверил Мропе, отметил недостающие вещи и затем выдал нам варежки и перчатки с виндстопом. Также он посоветовал во время восхождения не пить таблетки от малярии. Собственно, мы больше их вообще не пили.

Первый день достаточно длинный, мы поднимались с 1800 м до 3500 м, и если бы не портеры, несущие основной груз, нам бы пришлось тяжело. А так мы шли по Дождевому лесу, пили воду и наслаждались жизнью.

По дороге гиды Мсали и Мропе рассказывали, что могли, про местную флору и фауну, иногда даже показывали. Например, одна из достопримечательностей заповедника - цветок Impatiens Kilimanjari, похожий формой на слона:

Когда мы дошли до нашего первого лагеря, солнце уже садилось. Нас напоили чаем с попкорном и попросили подождать ужина. Такой вот сервис. А пока готовился ужин, мы гуляли по окрестностям лагеря, благо посмотреть было на что.

День за днем мы продвигались ближе к вершине. Каждый день мы проходили новую климатическую зону, каждый день становилось все прохладней. Каждое утро мы наблюдали ясную погоду, но ближе к 11-12 утра наползал туман, иногда шел дождик. Мы старались пройти как можно больше до 12, чтобы побатониться в палатке, пока снаружи будет холодно и мокро. Правда, таких коротких дней было мало.

Мропе радовался, когда вместо того, чтобы упасть в диких судорогах на привале или ланче, мы просили его сводить нас на какой-нибудь пупырь. С таких пупырей открываются совершенно сумасшедшие виды, да и вообще - пупыри это хорошо :)

Иногда бывало холодно, иногда приходила усталость, но в целом это было больше похоже на прогулку, чем на восхождение. Оно и понятно, с такой командой портеров, поваров и гидов трудно всерьез устать. Виды все время вдохновляли на продолжение пути, впереди маячила вершина, то прикрытая туманом и облаками, то сияющая от света солнца или луны. А мы мерили шагами то высокогорную пустыню, то каменные завалы.

На третий день пути мы поднялись на 4600 м, где гиды всех групп устраивают ланч, а затем спустились вниз на 3800 м. В месте ланча мы посетили 70-метровый пупырь, а затем быстро-быстро сожрали почти все, что заботливый кук положил нам в коробочки. На подходе к лагерю мы попали в лес сенеций. Это ещё одна достопримечательность заповедника. Растет это дерево очень долго, одна ветвь делает это примерно 50 лет. Соответственно, одно дерево может расти лет 200-250.

Гиды все время с телефонами, благо сеть есть почти везде. Очень любят пользоваться на маршруте Фейсбуком, постоянно заливают туда новые фотографии. Иногда мы становились наблюдателями весьма забавных сцен:

А ландшафт тем временем превратился из полностью каменного в весьма живой. Вокруг росли сенеции и лобелии. Лобелия - это тоже любопытное растение, из него местные делают антифризное покрытие.

В этот же день мы ночевали в самом красивом лагере за весь тур. Вниз открывался вид на долину реки, больше похожую на каньон, поросший разной местной зеленью. Каньон обрывался, ступенькой уходил вниз, и затем снова река текла спокойно. Над каньоном клубились облака, и все это в лучах вечернего солнца - красотища! Мы тут же пошли фотографироваться и искать место для постсвадебной фотосессии.

В этой не сильно пустынной местности между палаток разгуливают мелкий птички, которые так и норовят стырить какую-нибудь еду, полосатые мыши и огромные вороны, которые охотятся на первых двух.

Утром следующего дня мы встали до восхода, около 6.10, и пошли фотографироваться в платье и бабочке. Завтракать пришли очень довольные.

После завтрака нам предстояла ужасно сложная, по уверению гидов, тропа до следующего лагеря. Набор высоты - всего 300 метров, но цепочка людей тянется бесконечно долго. И дело даже не в том, что высоко и горняжка, а скорей в том, что на маршруте много никогда нигде не лазавших людей, которым ужасно страшно. В общем, посмотрев на это дело, гиды предложили нам выйти на час-полтора попозже, чтобы толпа хоть немного рассосалась.

А затем был подъем с 4100 до 4600 - в базовый лагерь. После набора 500 метров почему-то хотелось есть. И все вокруг чего-то ждали - кто-то ужина, кто-то завтрашнего дня, а кто-то кого-то :) А по вечерам в базовом лагере прекрасные закаты, и ещё можно иногда стать свидетелем явления Брокенского призрака. Это когда мы стоим на горе в тумане, а сзади нас светит солнце. И мы видим радужные кольца вокруг нашего темного силуэта.

Большинство групп запланировали выход в решающий summit день в 11-12 ночи, чтобы успеть подняться на вершину, благополучно спуститься в базовый лагерь и оттуда дойти до лагеря Маранге на 3500 м. Мы опять подумали про вялую очередь на вершину и решили выйти попозже - в 2.30 утра. Как потом оказалось, это было верным решением, все остались довольны, так как на верху мы оказали в 8.15 утра, успев обогнать часть групп. На подъеме Мропе включил музыку, и мы шли без фонариков под африканскую сальсу и что-то ещё очень лиричное. Звезды светили, Луна тоже, вода в бутылках замерзала на глазах, и мы шли вверх, ожидая восхода солнца. Вершина Мвези на фоне целого океана облаков - ради этого стоило ждать! Ну, а затем была сама вершина, 5895 м. Возле указателей и поздравительных табличек толпится уйма народа, все поздравляют друг друга и радуются, лица счастливые, хоть и усталые. Очень приятно, когда ты почти дошел или уже спускаешься, а все кругом поздравляют, интересуются самочувствием и шутят. На подъеме иногда болела голова, дышалось так себе, но в целом без происшествий. На спуске встретили одну русскую группу из Питера и Москвы, немного поговорили. Когда они уходили, до нас донеслась фраза "А эти вот выглядят довольными..." А мы и правда были очень довольны.

На вершине горы лежит большой ледник, однако с каждым годом он становится все меньше и меньше. Снег есть тоже, но и он тает.

Несколько фото на память с черным альпинистом, и мы идем вниз. Спуск преимущественно по сыпухе, для ускорения, и мы едем на этом лифте, толкаясь иногда треккинговыми палочками, а иногда прыгаем с каменных трамплинов. Внизу нас ждет сок, ланч и поздравления команды... Час валяемся в палатке и бежим дальше. В этот день мы не смогли поужинать, организм решил, что еда после такой зарядки лишняя.

Вот так мы и сходили на гору Килиманджаро :) А потом было сафари, отель за отелем и прогулки по деревням. Но это уже совсем другая история.