11 апреля 2015 г.

Из старого - весенний марафон 2011

Марафон. Что это вообще за мероприятие такое - весенний марафон? Толпа бегущих мускулистых мужиков и кучка поджарых женщин, насквозь мокрых от обильного пота? Или крутые загорелые атлеты с наклейками спонсоров? Воображение неподготовленного ко всей правде человека рисует примерно такие картины. Однако действительность более сурова, и по иронии судьбы наши марафонцы могут выглядеть как угодно: тщедушными простаками, доходягами, одетыми в мешковатые ветрозащитные куртки, резиновые сапоги и флисовые ушки веселых расцветок и покроев...

Как толпа внезапно изголодавшихся зомби, стекаются они к месту посадки на автобусы, которые повезут их к старту. Из выхода метро, с автобусных остановок - отовсюду появляются эти странные люди в разноцветных одеждах и с рюкзаками. У кого-то рюкзаки по объему напоминают полноценные походные, у кого-то они совсем миниатюрные. Кто-то по старинке взял все самое необходимое, а кто-то решил максимально облегчить себя, усложнив, правда, тем самым марафонскую жизнь. Спать без палатки, есть мало и одни лишь продукты быстрого приготовления; дров не пилить, а довольствоваться одними мелкими палочками; куртки не брать, греться костром или быстрой ходьбой... Гибок и изворотлив мозг желающих победить в этой странной гонке. Предстартовая эйфория, последние суетливые приготовление, прощальные размахивания руками и завистливые взгляды провожающих, погрузка в автобусы и - поехали.

Ехать часов 6. И надо бы поспать, но мы пока слишком полны сил и энергии, чтобы благоразумно успокоиться. Радость старта, осознание того, что наконец-то вырвались из этого холодного, малосолнечного и при этом душного города, что предстоит трехдневная трудная дорога, полная неизвестности, внезапных проблем, требующих скорейшего решения, - это все делало жизнь до того прекрасной, что думать о сне было невозможно. Автобусы гудели, как улья, несколько часов, пока мы, в предвкушении первых заморозков, мозолей и тупняков, рассказывали друг другу веселые байки, играли в общеразвивающие игры и поедали съестные припасы, принесенные из дома. К слову, припасы были совсем не лишними, потому что сразу после работы в этот вечер я в полной марафонской экипировке отправилась напоследок потанцевать сальсу - мало ли, вдруг вернусь без ног... Поэтому всю вторую половину дня было совсем не до еды.

Когда ажиотаж прошел, все провалились в полудрему, откинув голову и покачиваясь в такт с автобусом, который приближал нас к старту. Часа в 2 ночи мы прибыли к железнодорожному вокзалу Заринска, где планировалось пробыть аж до 9 утра, после чего нам предлагалось воспользоваться электричкой и добраться до станции Анатолий.

Там нас ждал первый, стартовый, контрольный пункт, а после него - ура - зеленые просторы леса и цветочный ковер под ногами. Про небо молчу, оно не радовало яркими голубыми красками, а коварные тучи сползались и сливались в одну сплошную облачность с небольшими нарушениями однородности.

Что представляет собой сама процедура взятия КП? В поисках универсального алгоритма была стоптана не одна пара ног, но, как и поиски смысла жизни, они не увенчались успехом. Каждое КП неповторимо и оригинально. И мозоли, которые стираются при его взятии - тоже неповторимы и имеют свою историю, которая имеет все шансы стать легендой. Чем изворотливее мозг капитана команды, чем пытливей умы всех участников, тем интереснее маршруты и тем веселее и глобальнее случаются у них тупняки. Великая, гениальная задумка, которая по идее должна чуть ли не гарантировать команде победу, подчас приводит к таким печальным последствиям, что участники команды ругаются аристократическим туристским матом, пока выколупываются из дебрей, куда сами себя и загнали.

В общем, марафонские будни полны неожиданностей, трудностей, но также и радостей. Выйти прямо на КП, рубанув с сомнительной привязки азимутом - это вызывает восторг и гордость, поднимает боевой дух и способствует укреплкнию воли к победе. Усталость, заставляющая думать о чем-нибудь нехорошем в процессе взятия КП, когда уже ни во что не веришь, снимается как рукой, когда издали видишь, как маячит красная полоска на белой березе. Хочется бежать к ним скорее, обнять как родных и побежать дальше, размахивая картой и напевая какую-нибудь скабрезную песенку всем назло. Мы пели все, что могли вспомнить из Гражданской обороны, Зоопарка, Несчастного случая и прочих. Специально для проходящей мимо команды, поющей на весь лес что-то нежное и наивное, загорланили "Школу жизни" Ленинграда. Мерзкие тетки :)

Встречающзие нас команды с матерыми мужиками по-отечески благословляли, сетовали, что такими маленькими женскими пальчиками, замерзшими от дождя, мы и костер-то не разведем, и дров не наломаем... Хотя про дрова как знать :) Некоторые настоятельно советовали возвращаться на станцию старта, ехать домой, где волнуется мама...

Первый день марафона несомненно связан для нас с прекрасной речкой Долгонихой, с живописными берегами которой не сравнится, пожалуй, ни одна из прочих рек района. В приступе умиления мы ласково прозвали её Долбанихой и произвели полный обход русел в глубину. Потратили мы на это примерно полдня, кучу энергии и нервов. Встреченные свежие следы медведя, лося, мышки и птички не могли не повлиять на наше душевное состояние и не могло не изменить приотиреты: КП или жизнь? Пройдя ещё, потом ещё, и, наконец, ещё немножко вниз по реке, мы плюнули на это дело и отправились вверх. Идти в обратном от медвежьих следов направлении, даже вверх, оказалось гораздо проще и приятнее, как бы странно это ни звучало.

Немного потупив, глядя на карту, мы выдвинули идею, что эта река - вовсе не та река, которая нам нужна. К тому же уже явно смеркалось, и мы решили двигать с этой речки как можно дальше. Двигали мы довольно долго, пока не вышли на дорогу и не встретили людей. Люди! Мы выложили им все. Что знали и что теоретически могли бы знать. Они показали нам, где мы находимся, и куда нам нужно. О, люди, вы такие хорошие :)

На этом приключения первого дня закончились, как и проходимая человеком дорога. Решение ночевать в марафоне - это как правило долгожданное решение. К моменту его принятия уже примерно как полдня хочется посушить ноги и носки, полноценно поесть и выпить полную кружку горячего чая, вытянуть гудящие распухшие ноги и безнаказанно потупить. Именно вечером, в тесном кругу вокруг костра люди, жаждущие тепла, расслабляются и становятся похожими на тех, которые перед стартом ехали в автобусе, только чуть потрепанней...

Со смехом вспоминаем прошедший день, все пройденное и пережитое: и милую сердцу Долбаниху, и невстреченного медведя, о котором мы одновременно думали одно и то же, и обглоданный скелет древней коровы, идеально вписывающийся в ночной пейзаж с заброшенными заросшими дорогами и луной в небе. Ночуем без палатки, с одним только полиэтиленом и двумя спальниками, лежащим поверх пенок. В целом ничего, слегка тесновато и крайним не совсем комфортно, но эта ночь не так уж холодна...

Прошло не так уж много времени, а уже подъем. Кажется, будто только-только прикрыл уставшие глаза и расслабил, наконец, ноги, как уже нужно выскребаться из нашего уже уютного укрытия. Синоптики не сильно ошиблись, и новый день встречает нас мелко моросящим дождиком... Вылезать, собирая спиной с низкого потолка тяжелые капли воды, крайне неприятно, но ничего другого на выбор не предлагалось, поэтому, схватив в охапку сапоги и мокрые носки, я отправилась одеваться наружу. Следом по очереди вылезли все стальные, мелко дража и хмурясь. Костер несколько скрасил наше влажное прохладное утро, а заврак и вовсе сделал его вполне приемлемым для дальнейших великих свершений во имя добра и света.

Следующие несколько часов мы наблюдали медленную трансформацию дождя в снег. Сначала совсем не верилось в то, что в мае, в весеннем марафоне, в Алтайском крае - будет снег. Так не бывает! Тут всегда полно цветов, размножающихся жаб и кровожадных клещей, гроздями повисающих на туристах. Но нет, снег был, и этот факт трудно было игнорировать. Надев ндождевики, мы продолжили наши самоистязания. Чем дальше, тем больше намокали штаны, зона намокания медленно, но верно поднималась к коленям и выше, а в сапоги тем временем заливалось все больше и больше ледяной воды. Снег валил хлопьями, большими и красивыми, они с достоинством кружили на фоне темно-зеленых, почти черных, елок и падали на нас. На взятом в таких возмутительных условиях КП мы дрожащими, почти не гнущимися руками сняли сапоги, вылили их них грязную воду, выжали несколько пар носков и, полные веры в костер на судейском этапе с навесной переправой, побежали к реке.

Первым делом на пути к реке нам встретилась переправа по бревну через приток. Все бы ничего, но бревно было коротким и до исходного берега не доходило, поэтому в самом начале было тоненьким и скользким. Переходившая по нему Геля внезапно решила искупаться и, присев сначала на одно колено и опустившись одним боком в воду, она решила не останавливаться на достигнутом и почти полностью легла на воду. Паника в рядах маньяков-марафонцев, то есть нас, заставила попытаться тут же развести костер из мокрых веточек, но гореть это все категорически отказывалось, а Геля тем временем уже переоделась в сухое и теплое и ждала, когда же уже можно будет идти до судейского костра... Беспокоило её при этом больше всего то, что спальник, который она несла, тоже мог промокнуть.

На реке у огромного костра сидели судьи. Им уже слегка надоели команды, выпрыгивающие из леса с выпученными глазами и языками где-то аж за поворотом, хотелось поскорее покончить с этим и отправиться обратно на станцию. Но команды валили как по расписанию, одна за другой, и расслабиться у них не получалось. Мы очень неспешно пообедали рядышком овсяной кашей быстрого приготовления "для контроля веса", посушили все, что у нас было... Когда до закрытия переправы оставалось 30 минут, судьи немного забеспокоились, но мы твердой рукой показали им, что это все суета сует, да и под контролем все... Собственно, так и оказалось, все было более, чем под контролем, все шло само именно так, как мы запланировали. За 2 минуты до закрытия мы успели переправить себя и наши рюкзаки, кротко зевнуть и спросить, успели ли?

Изрядно нагулявшись в этот день, мы подустали, заболели такие части тела, которые в обычной жизни никогда не болят, повылетали колени. Имея в виду прогноз погоды на следующий день, мы до последнего сушили носки и штаны, чтобы утром, когда станет солнечно и очень холодно, без проблем надеть их на себя без предварительного оттаивания. но, как бы мы не готовились к этой страшной ночи, теплей нам от этого не стало. Кое-как проспав 3, 5 часа, мы стали пытаться вылезти. На этот раз Оля героически попридержала пляшушие самостоятельно от холода ноги, уговорила зубы не стучать друг об друга, и стала переодеваться. Только у костра мы смогли выдохнуть и больше не дрожать.

Последний день марафона - это шаткий баланс между предфинишной эйфорией и четким следованием выработанной загодя тактике, чтобы собрать максимальное количество КП и не умереть раньше времени. Обычно в командах к обеду последнего дня появляется дополнительный участник, которого зовут Мозгоклюем. Этот диверсант делает все, чтобы команда зашла подальше в лес, в бурелом, в болото, заблудилась... В общем, старательно делает все, чтобы деморализовать команду, уставшую от двух дней и ночей беспрерывной борьбы с уютом. Как правило,  в этот день до обеда берутся КП, а после - команда ломится на финиш, собирая те КП, которые расположены недалеко от дороги или хотя бы от основного направления движения. Особо выдающиеся лоси хаотично бегают кругами, собирая все, что можно, но это скорее исключение, чем правило.

Мы были ни правилом, ни исключением, потому что целую популяцию из десяти предфинишных КП мы ставили ещё осенью, и было бы нечестно брать их чисто по памяти, даже не пользуясь компасом. Поэтому мы мерно, не спеша, растягивая удовольствие, шагали по отличнейшей насыпной дороге, узнавая места, где уже бывали. По долгу смотрели в карту, ставшую такой родной. Когда на старте только-только выдают карту, она совершенно безлика, и ничего нельзя сказать о районе, о марафоне, о КП... Но к концу дистанции почти каждый квадрат карты встает перед глазами ярким образом - карта становится родной.

Примерно в пяти километрах от финиша пьем чай... Работаем в качестве справочного информационного пункта, направляя проходящие мимо команды на наши КП, попутно разъясняя, как проще туда попасть. Лучимся добротой и счастьем :) Когда все самое вкусное съедено, пора идти дальше. На последний километрах собираем кучу команд, весело фотаемся и ломимся на финиш, хотя до открытия остается ещё минут 40...

Странный, но хороший выдался марафон. Может, дело в компании, то есть в команде. В кои-то веке мы решились и смогли пойти женским составом, да ещё и с компасом... А может, впечатлений добавила изменчивость погоды, посылающей нам то солнце, то дождь, то мелкий град, то мягкий пушистый снежок, то какую-то совсем уж неведомую фигню, похожую на пенопласт... Так или иначе, было здорово. И, как всегда, мы с собой привезли в город немного ветра в волосах, немного пота на лбу, немного боли в коленях и стопах, немного солнца на слегка загорелом лице и всю-всю красоту весеннего леса в глазах.